Вертебрологические заболевания у детей
Наиболее актуальными проблемами неврологической науки и практики являются сосудистые поражения центральной нервной системы. Причем эти две проблемы достаточно часто пересекаются. По данным разных авторов, от 50 до 90 % население одной планеты на каком-то этапе жизни испытывают боли, причиной которых является поражение позвоночника. В настоящее время болевые синдромы вертеброгенной природы широко распространены, а в развитых странах, по данным экспертов ВОЗ, достигают размеров эпидемии. Особое беспокойство стало вызывать возникновение болевых синдромов вертеброгенной природы у детей и подростков.
Болезни позвоночника, в том числе остеохондроз позвоночника, являются сложным полифакторными заболеваниями по патогенезу и клиническим проявлениям. При этом возможен различный характер формирования клинических синдромов: параллельное или многоступенчатое развитие с наложением и переплетением патогенетических и саногенетических реакций организма (А.Б. Ситель с соавт.,2000). Несмотря на достаточную разработанность вопросов вертеброневрологических проявлений остехондроза позвоночника, данная проблема остается одной из актуальнейших в неврологии, а теперь и в детской неврологии. Диагноз остеохондроз по клиническим и рентгенологическим данным стал выявляться у детей даже раннего школьного возраста.
Остеохондроз позвоночника отличается от большинства других заболеваний выраженным клиническим полиморфизмом проявлений. При этом часто отмечается несоответствие степени выраженности дегенеративного процесса в позвоночнике, определяемого рентгенологическими и томографическими методами, выраженности его клинических проявлений. Однако при всем клиническом многообразии синдрома, встрещающихся в подавляющем большинстве случаев: болевой синдром и нарушение двигательного стереотипа. При остеохондрозе позвоночника поражаются нервная и сосудистая система, а также опорно-двигательный аппарат (кости, хрящи, мышцы, связки).
Основными вертеброневральными синдромами являются:
- вертебральные симптомы: цервикаго и цервикалгии (острые и хронические боли в области шеи), дорсаго и дорсалгии (острые и хронические боли в грудном отделе позвоночника), люмбаго и люмбалгии (болевой синдром в поясничном отделе позвоночника), сакраго и сакралгии (боли в крестцовом отделе), кокцаго и кокцигалгия (страдание копчика);
- невральные синдромы: энцефалопатия (головные боли, нарушение коммуникативных функций, эмоциональная лобильность, нарушение памяти, снижение концентрации внимания, возможно нарушение когнитивных функций), миелопатия (компрессионные и рефлекторные поражения спинного мозга); поражения периферической нервной системы: патология спинномозговых корешков (радикулопатия), патология вегетативной нервной системы (нарушение потоотделения, изменение окраски кожных покровов), висцеральные синдромы (боли в области желудка и желчного пузыря, боли в области сердца, спазмы пищевода, нарушение перистальтики кишечника); возможно сочетание нескольких симптомов.
- Мышечно-тонические синдромы: постоянного или периферического характера, протекающие со снижением или повышением мышечного тонуса, захватывающие отдельные мышечные волокна или целые мышцы.
- Нейрососудистые синдромы: протекающие с поражением артериальных, венозных или лимфатических сосудов, с повышением или снижением сосудистого тонуса.
Из всего выше сказанного видно, какие серьезные проблемы могут возникать у детей и подростков, страдающих вертеброгенной патологией.
ЛФК способствует не только укреплению мышц и улучшению крово- и лимфообращения, но и выработке компенсаторно-приспособительных механизмов, направленных на восстановление нарушенного заболеванием физиологического равновесия в позвоночно-двигательном сегменте.
При проведении любого комплекса ЛФК на всех этапах лечения пациентам вертеброневрологического профиля необходимо соблюдать следующие методические принципы:
- Все упражнения ЛФК выполняются в медленном темпе, без рывков, с непродолжительной задержкой в крайнем положении.
- Упражнения ЛФК не должны вызывать или усиливать боль в пораженном сегменте, при их выполнении не совершать никаких насильственных движений, не преодолевать напряжение, боль; начинать упражнение рекомендуется со здоровой конечности.
- При выполнении упражнений ЛФК постепенно увеличивается продолжительность и амплитуда движений, расширяется объем упражнений с включением еще более сложных элементов.
- При выполнении упражнений ЛФК силовые упражнения чередуются с упражнениями на расслабление.
- Упражнения в комплексе с ЛФК подбираются строго индивидуально, учитывая особенности течения заболевания.
- Помимо целенаправленности воздействия на пораженную область позвоночника, гимнастические комплексы должны оптимально укреплять мускулатуру пациента и, в частности, его естественный мышечный корсет;, улучшать координацию движений, нормализовать функции вегетативной нервной системы, состояние внутренних органов и др.
В повседневной жизни пациенту необходимо: соблюдать гигиену поз и движений, избегать
- резких сгибательных и разгибательных движений вправо, влево, вперед, назад в любом отделе позвоночного столба;
- резких скручивающих движений вправо и влево в позвоночнике на любом уровне;
- подъема тяжелых предметов с наклоном в поясничном отделе и с прямыми нижними конечностями ( подъем может осуществляться из положения полуприседа с акцентом нагрузки на нижние конечности);
- переносить тяжелые предметы в одной руке (нагрузка должна быть симметрично распределена между двумя верхними);
- ношение сумки через плечо (детям рекомендуется носить ранец с симметрично распределенной нагрузкой на оба плеча).
В заключении хотелось бы отметить, что, для того, чтобы избежать проблем, связанных с заболеваниями позвоночника у детей необходимо:
- заниматься с детьми лечебной гимнастикой;
- научить детей соблюдать гигиену поз и движений;
- регулярно проходить профилактические осмотры у ортопеда, невролога, хирурга;
- в обязательном порядке выполнять все рекомендации врача.
Куксина Л.В., врач невролог.